Маркировка товара в 2021 г. Всё, что нужно о ней знать
Борьба с фальшивыми товарами выходит на более продвинутый уровень. Ещё 31.12.17 году. В. Путин подписал закон, после которого началась обязательная маркировка всей российской продукции. Теперь торговля и учёт продукции будут проходить по другим правилам.В 2021 г. маркированы будут 9 групп товаров. В течение ближайших 3 лет маркировать начнут все остальные категории. Именно поэтому представители всех отраслей с интересом следят за нововведениями.
Новая система, которую внедряет государство, защищает интересы потребителей и бизнеса. Первые будут уверены в том, что не потребляют контрафактную, поддельную продукцию, вторые смогут улучшить контроль по товароучёту. Маркированный товар вызывает доверие, что, конечно, хорошо, как для предпринимателей, так и для покупателей.
Готовиться к изменениям нужно как можно раньше. Нужно изучать все требования детально, чтобы внедрение нововведений прошло точно в срок. В противном случае можно получить штраф. Мы расскажем всё, что нужно знать тому, кого затронула обязательная маркировка товаров в 2021 году.
Что такое маркировка?
Обязательная маркировка товаров — это система, которую внедряет наше государство для того, чтобы можно было следить за передвижением всех товаров. Для этого будет применяться нанесение цифровых средств идентификации и прослеживаемости движения. Без обязательной маркировки обращение товаров будет невозможным.Производители, а также лица, которые ввозят товары из-за рубежа, должны будут заказывать маркировочные коды. Информацию об общей группе изделий необходимо вносить в нац. систему «Честный Знак» от оператора «Центр развития перспективных технологий» или ГИИС ДМДК от оператора «Гознак». Так будет вестись гос. учёт, изделия можно будет продавать на законных основаниях в магазине или в секторе B2B.
Маркировка — это нанесение идентификационного знака (RFID, DataMatrix, КИТУ, АТК) на объект (упаковку, ярлык, товар, этикетку, паллет или тару) с целью его дальнейшей идентификации, указания его свойств и характеристик.
Маркировка товаров — это нанесение идентификационных средств, в которых содержится маркировочный код, поступивший от оператора. Маркируют только товары, которые подлежат мониторингу в ходе обращения и сбыта.
Маркировочный код — это определённый порядок символов, разделённых на группы данных, закодированных в штрих-код Data Matrix. В нём скрыта информация о товаре. Прочитать его можно, используя 2D-сканер или приложение (для бизнеса это «GetMark», для покупателей — «Честный Знак»). Выглядит метка, как QR-код, однако, в ней степень защиты более серьёзная. К тому же QR-код используют обычно в других целях, в коммерческих, чтобы размещать на рекламных баннерах.
Дата Матрикс — матричный штрихкод. Это квадрат с чёрными и белыми элементами с закодированной последовательностью символов, с которой можно получить информацию о том, кто произвёл товар, в каком месте и в какое время. В коде содержатся и отдельные характеристики помеченного товара. Подделка кода невозможна, его повторное применение также исключено.
Шифрование данных в Дата Матрикс происходит следующим образом:
1. Пользователь регистрируется в системе «Честный Знак».
2. В систему вводится информация из товарной номенклатуры.
3. Проходит формирование графического средства идентификации для нанесения на объект.
Если маркировка проходит по более простой схеме, то вводить придётся 4 показателя. Если же она полная, то 16. Сканирование Data Matrix проводит сотрудник организации, когда товар поступает в магазин, а также когда его продают. Физ. лицо сканирует метку, чтобы проверить, подлинный продукт он берёт или нет. Использовать эту систему начали ещё в середине 2018 года в ЕГАИС. ЦРПТ перенял эту технологию позднее.
Какие товары нужно обязательно маркировать в 2021 году
Наименование продукции |
Запуск маркировки |
До какого срока маркировать остатки |
Вещи из меха |
12.08.2016 года |
— |
Сигареты, папиросы Прочие табачные изделия |
01.07.2019 года |
— 01.07.2021 года |
Обувь |
01.07.2020 года |
01.06.2021 года (ввод остатков в оборот до 15.06.2021 года) |
Лекарственные препараты |
01.07.2020 года |
— |
Фотоаппараты, вспышки |
01.10.2020 года |
— |
Шины и покрышки |
01.11.2020 года |
— |
Предметы лёгкой промышленности |
01.01.2021 года |
01.05.2021 года |
Духи и туалетная вода |
31.03.2020 года |
31.10.2021 года |
Сыры и мороженое |
01.06.2021 года |
|
Молочка, которая хранится более 40 дней |
01.09.2021 года |
|
Велосипеды и велосипедные рамы |
01.09.2021 года |
|
Молочка, которая хранится менее 40 дней |
01.12.2021 года |
Как маркируют разные вещи?
Для каждого товара свой способ нанесения обязательной маркировки. Так, вещи меховые помечают RFID-метками (микрочипами), а сигареты, обувь, одежду помечают штрихкодами DataMatrix.Создание одного КиЗа стоит 0,5 руб. без НДС. Бесплатная маркировка возможна для следующих вещей:
3. Экспериментально маркируемые товары.
Основные изменения в работе с товарами
Список продукции, подлежащей обязательной маркировке расширяется с каждым годом. При этом каждая категория проходит через несколько этапов:1. Экспериментальная установка меток. Принимать участие не обязательно, но для бизнеса это полезно. Ведь за это время можно подготовиться к изменениям, налаживая оборудование и практикуя работу с бесплатными КиЗами.
«Честный ЗНАК» к 2024 году рассчитывает охватить постепенно своей системой все области промышленности. Мы обозначили в таблицах изменения, которые коснутся нас в текущем году. Однако, даты могут меняться, так как часто правительство даёт отсрочку предпринимателям, чтобы они успели подготовиться.
Для чего нужна маркировка?
В первую очередь она нужна для борьбы с контрафактом, а также с незаконной деятельностью ИП. Высшая школа экономики сообщила, что незаконный оборот был выявлен следующий:— лёгкая промышленность — 35%;
— парфюмерия — 20%;
— лекарства — 10%;
— табак — 7%.
Особо опасен незаконный оборот мед. препаратов. От того, насколько они качественные, зависит здоровье россиян. Цены на лекарства при этом высокие, отчего фальсификата и контрафактной продукции становится больше. Полиция сообщает о том, что каждая десятая таблетка — фальшивая. Торгово-промышленная палата сообщает о том, что показатели ещё выше: до 60% лекарств — фальсификат.
Все последние показатели сообщают, что российский рынок серьёзно «побелел» после ввода идентификационных меток. ИП, которые продолжали несмотря на закон работать по «серым» схемам, ушли с рынка после нескольких проверок ФНС, Роспотребнадзора и др. Те, кто остался, начали вести дела законно. Конечно, цены поднялись, ведь оформление и чипирование — отдельная статья расходов. Однако, таким способом удалось вывести 20% ИП из теневого бизнеса и 50% товара.
От нововведений выигрывает федеральный бюджет. Качество сбора налогов и акцизов улучшилось. Только за 1 год нововведений бюджет РФ пополнился на 1 млрд руб., ведь легального товара стало больше.
Конечно, совсем избавиться от теневого сектора не удастся, даже при обязательной маркировке товаров. В этом виноваты сами покупатели, которые продолжают выбирать низкие цены, а не качественный товар с легальным происхождением.
Что нужно для работы с маркированными товарами?
Работать, соблюдая требования российского законодательства теперь нужно следующим образом:1. Получаем усиленную квалифицированную эл. подпись.
2. Подключаемся к эл. документообороту. На платформе ЭДО можно обмениваться документами. Передача КиЗа в бумажном виде невозможна.
3. Регистрируемся в «Честном ЗНАКе».
4. Импортёр выступает в ГС1 РУС, платит ежегодный взнос 3000 руб. В ЛК ГС1 РУС далее нужно внести описание товаров. После запросить в «Честном ЗНАКе» коды и отправить производителю, чтобы он нанёс их на каждую единицу поставляемой продукции.
5. Настраиваем работу с маркировочными кодами в системе товароучёта.
6. Покупаем и подключаем сканер 2D-штрихкодов, чтобы проверять фактические обозначения и те, которые были указаны производителем в эл. документах. Теперь при продаже продавцы должны будут сканировать 2 кода.
Какие нарушения обязательной маркировки чаще всего встречаются?
Самое грубое нарушение — это работа с товаром, у которого нет обязательного кода маркировки. Однако, часто магазины случайно нарушают закон:1. Обязательная маркировка нанесена недостаточно хорошо.
Пример: код не пропечатан, его нельзя считать.
Итак, если нет идентификационной отметины на предмете продажи, если она поставлена с нарушениями, за это всё будет наложен штраф. Продукт, который продавали не по правилам, будет конфискован, вернуть его будет нельзя.
Наказание за нарушение правил обязательной маркировки
Вид нарушения |
Сумма штрафа |
Сумма штрафа |
Нет обязательной маркировки, либо она поставлена неправильно, не содержит нужной информации |
5-10 тыс. руб для ИП |
50-300 тыс. руб. для организаций |
В фискальном документе нет реквизита «код товара» |
5-10 тыс. руб для ИП и организаций |
1,5-3 тыс. руб. для должностного лица |
Итог
Теневой рынок уменьшается, так как маркированной продукции становится всё больше. Теперь покупатели могут проверять надёжным способом, качественные товары они покупают или нет. Продажи становятся более прозрачными, бизнесменам становится понятно, как идёт работа по товароучёту.Конечно, всё это приведёт к росту цен, ведь у участников рынка появились новые расходы. Им придётся покупать последние модели оборудования, актуальное ПО, обучать персонал работать новым способом. Магазинам розничной торговли нужно будет приобретать и подключать 2D-сканер и обновлять ПО ККТ. Производителям также придётся платить за регистрацию в системе мониторинга обязательной маркировки, за разработку уникальных цифровых кодов, за спец. оборудование и ПО, которое способно работать с маркировкой и др.
У нас вы найдёте всё нужное для работы по новой системе. Готовиться лучше заранее к работе с новыми обозначениями. Однако, если вы не успели это сделать, то предупредите соответствующие органы об этом, возможно, это смягчит наказание.
ФЗ постоянно дополняют, так как система запущена относительно недавно. Следите внимательно за новостями, за изменениями в законопроектах.