Маркировка. Как подготовиться к ней розничному магазину.
В 2019 году в нашей стране впервые вводится система прослеживаемости товаров от производителя или таможенного склада до розничного магазина. Цель данной системы, также, как и ЕГАИС, уменьшение на рынке нелегальных и «серых» схем распространения товаров, увеличение «белых» легальных каналов дистрибуции, что должно привести к увеличению собираемости налогов, и очистке рынка от подделок, фальсификата и недобросовестной конкуренции.
Законодательно система опирается на 487-ФЗ от 31.12.2017, который вносит изменения в действующие законодательные акты о торговле и применении ККТ. Согласно закону, запрещается продажа и введение в оборот товаров, не отвечающих требованиям маркировки. Закон вступил в силу с 1 января 2019 года. Оператором всей системы маркировки и прослеживаемости товара назначена компания ООО «ЦРПТ» (Центр Развития Перспективных Технологий).
Пилотные проекты по маркировке товаров разделили на несколько этапов. Сначала с 1 марта 2019 года вводится система маркировки табачных изделий. С 1 июля 2019 года вводится маркировка обуви и частично лекарств, с 1 декабря – маркировка основных товарных номенклатур изделий легкой промышленности, парфюмерии, шин, фотоаппататов, с 1 января 2020 года – всех лекарств.
Дополнительно вся товаропроводящая цепочка маркированных товаров от производителя до магазина должна перейти по ним на электронный документооборот к 1 июля 2020 года.
Что означает введение маркировки для розничного магазина? Розничная точка должна зарегистрировать свой личный кабинет на сайте оператора системы www.честныйзнак.рф. Магазин получает маркированный товар в коробке, в сопроводительных документах указываются уникальные коды каждого товара, нанесенные на его упаковку. Система маркировки строится на основе Datamatrix кода, в котором зашита категория товара и/или артикул и уникальный номер изделия, защищенный от подделки современными криптографическими технологиями. При продаже товара кассир сканирует линейный штрихкод товара и 2D Datamatrix-код. Данные о продажах вместе с ценами продажи и кодами маркировки товаров в чеке через ОФД (Оператора Фискальных Данных) попадают в информационную систему прослеживаемости ЦРПТ «Честный знак» и маркированные товары выводится из делового оборота. Данная технология не сильно меняет традиционную технологию продаж в розничном магазине, что положительно сказывается на внедрении всей системы.
Как и при любом внедрении, при внедрении маркировки есть свои особенности. Для того чтобы работать с маркированным товаром магазину необходимо, чтобы программное обеспечение кассового ПО и ККТ понимало, что товар маркирован. Для этого необходимо, как минимум обновить прошивки касс, фискальных регистраторов, а также кассовое ПО (Фронтол, Штрих Кассир, 1С:Розница или другое). Автономные кассы, к сожалению, не будут работать с маркировкой ввиду ограниченности функционала. С маркировкой смогут работать только смарт кассы или системы автоматизации розничной торговли.
Кассовые узлы и кассы должны быть оснащены 2D сканерами штрихкода, которые умеют считывать Datamatrix-код. Как правило любые 2D сканеры умеют работать с линейными и 2D кодами, но есть ньюансы по считыванию штрихкодов с различных поверхностей упаковки товара. Здесь лучше выбирать проверенные и рекомендованные ЦРПТ модели сканеров. В некоторых моделях смарт касс, например aQsi, Sigma, Azur-01Ф, МТС-касса, 2D сканеры уже встроены.
Товароучетное программное обеспечение автоматизированных магазинов (1С, Далион, Трактир, УКМ, Set Retail, Iiko, R-keeper и другое) также должно уметь работать с маркированным товаром, т.е. оно должно учитывать в своих регистрах каждый экземпляр товара, находящегося в обороте, уметь печатать сгенерированные коды маркировки на принтере. Для этого также, возможно понадобится, обновление ПО, особенно 1С. Для смарт касс лучше пользоваться услугами современных облачных сервисов автоматизации торговли, например LiteBox, МТС касса, МойСклад и другие.
После введения маркировки весь немаркированный товар, находящийся в магазине и который не вышел из товарооборота, должен быть промаркирован до 1 июля 2020 года. Обязанность за такую маркировку лежит уже на розничном магазине, а это означает, что он должен закупить и напечатать коды маркировки на каждый экземпляр товара подлежащего маркировке. Значит некоторым магазинам необходимо будет приобрести принтеры штрихкодов.
Итак, для успешной работы с маркировкой розничному магазину необходимо:
1. Зарегистрировать личный кабинет в системе www.честныйзнак.рф
2. Обновить кассовое программное обеспечение, прошивки касс и/или фискальных регистраторов
3. Приобрести и подключить 2D сканеры штрихкодов на рабочие места кассиров, товароведов
4. Если в магазине используется ТСД, то возможно необходимо замена ТСД или обновление встроенного ПО
5. К 01.07.2020 магазин должен быть подключен к одному из операторов системы ЭДО.
Приобрести оборудование для работы с маркировкой, современные кассы, а также обновить кассовое и товароучетное программное обеспечение помогут специалисты нашего Сервисного Центра.